Приветствую Вас, Гость
Разработки уроков

Открытый урок. «Напиши мне письмо…»

Открытый урок по русскому языку в 8 классе
«Напиши мне письмо…» (эпистолярный жанр)

Тема. Развитие речи. Сочинение в форме письма

Цели: формирование коммуникативных умений в процессе обучения сочинению в жанре письма

Задачи:

образовательная: дать представление об эпистолярном жанре, познакомить с правилами написания письма, формировать знания, необходимые при написании сочинения в эпистолярном жанре;
развивающая: способствовать развитию творческих и личностных возможностей учащихся, интереса к эпистолярному жанру;
воспитательная: формировать эстетический вкус к слову; содействовать формированию умений переносить знания, полученные на уроке, в новые жизненные ситуации; воспитывать гордость за ратные и трудовые подвиги соотечественников, уважение к живущим рядом ветеранам войны; интерес к письму как средству передачи информации, документу эпохи, благодаря которому осуществляется связь поколений, сохраняется историческая память народа. 

Оборудование: презентация, видеоролик, иллюстрации, эпиграф, раздаточный материал
Форма проведения: урок русского языка

Тип урока: урок развития речи

Методы и приемы обучения: аналитическая беседа, репродуктивный, познавательный 
Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная

Ход урока

Году Великой Победы посвящается…

 

 

 

 

 

 

  1. Оргмомент (мотивация к учебной деятельности)
  2. Создание речевой ситуации

В жизни часто возникает необходимость обратиться к кому-либо, чтобы рассказать о чём-то, поделиться радостью или, наоборот, посетовать. С этой целью люди писали друг другу письма, а сегодня у каждого есть мобильная связь. Однако порой не знаешь: радоваться этому или сожалеть? Сожалеть о том, что приходится всё чаще слышать фразу: «Письма писать я не умею, лучше я тебе позвоню».

Сегодня жизнь уходит в Интернет -
Друзья в Сети и строчки диалога,
Но нет души, лишь монитора свет
Мерцает у кого-то слишком много…

- Ребята, когда вы в последний раз писали письма?

Мы становимся свидетелями того, как искусство эпистолярного жанра, т.е. искусство написания письма, начинает уходить в прошлое.

А ведь письмо имеет богатую древнюю историю…

- Как вы думаете, над чем мы будем сегодня с вами работать?
 
    Записать тему урока

                III. Первичное усвоение новых знаний

1. Исторический экскурс

История письма. История почтового письма насчитывает тысячелетия. Она лишь немного короче истории человеческого общества. Ведь и тогда, когда на Земле не существовало письменности, была у людей потребность в общении, причём не только с теми, кто постоянно рядом.

Изображения в рисуночном письме постепенно упрощались, превращались в символы, знаки. Но и этим знакам многое было не под силу.

- Как нарисовать такие абстрактные понятия, как «красиво», «грустно», «счастье»?!

- Как передать рисунком имя человека?

Знаками стали изображать звуки. Возникло иероглифическое письмо. Затем изобрели буквы, обозначающие гласные и согласные звуки.  Братья Кирилл и Мефодий во второй половине X в. составили алфавит для славянских языков. К сожалению, рукописи тех лет не уцелели.

Первые письма отправлялись только в военных целях и были широко распространены в Ассирии, Персии, Египте. Тогда использовались пешие или конные гонцы, которых сейчас назвали бы курьерами; почтовые голуби.

Самой прославленной и организованной была история письма Древнего Рима.

Гай Юлий Цезарь создал государственную почту, и перевозки писем стали упорядоченными: имелись крупные и мелкие почтовые станции, где возницы могли передохнуть и переночевать, поменять лошадей и т.д.

На этом история развития письма приостановилась. В Европе правители ленились организовать свою систему связи, а предпочитали, как и в древности, пользоваться курьерами. Возможно, все так бы и осталось, если бы не монахи, которые в те далекие времена были носителями культуры и знаний. Церковь поддерживала регулярную переписку между своими членами, и у нее была своя монастырская почта, работающая при помощи странствующих монахов.

Цивилизация двигалась вперед, появилась необходимость в переписке, и в истории возникли новые виды писем. Прежде всего, это купеческие письма. Большие торговые дома содержали своих курьеров и даже организовали перевозку посылок и писем.

Появилась городская почта, когда письма горожан забирали в определенные дни и за небольшую плату в установленные сроки доставляли по назначению. И лишь в XVI-XVII веках во Франции, Швеции, Англии возникли настоящие почтовые учреждения. Они были как государственными, так и частными, а прибытие почтового дилижанса - целое событие.

Постепенно письма стали доступным и любимым средством связи. В XIX веке, после появления железных дорог и паровозов, увеличилась скорость перевозки писем и возможность общения между самыми отдаленными странами.

 

Памятник почтальону в Нижнем Новгороде

Расположен близ почтового отделения, где раньше находился ямской двор. Открыт в 2006 году. Почтальон изображен в форменной одежде и фуражке, на велосипеде и с сумкой корреспонденции, перекинутой через плечо.

Памятник военному почтальону в Воронеже

Установлен возле Главпочтамта и состоит из двух частей – бронзовой скульптуры почтальона в военной форме и бронзового конверта-треугольника, именно такие письма присылали с фронта во времена Великой Отечественной войны. Открытие состоялось 7 мая 2015 года к 70-летию Великой Победы.

Прототипом памятника стал реальный военный почтальон – воронежский красноармеец Иван Леонтьев, служивший в годы Великой Отечественной войны и погибший незадолго до ее окончания.

Памятник почтальону Печкину

В Цивильске, Чувашия, памятник почтальону Печкину появился в 2015 году, в Год литературы. Находится у здания районной библиотеки, т.к. почтальон Печкин любил читать, выискивать интересные факты из газет и журналов и рассказывать о них всем.

История почтового ящика. Почтовый ящик был придуман моряками в XVI веке. Направляясь из Европы в Индию, морские путешественники оставляли письма в большом каменном ящике на мысе Доброй Надежды, а возвращавшиеся корабли забирали послания в Европу. Подобная связь действовала четко в течение нескольких столетий. В настоящее время этот камень, служивший первым почтовым ящиком, хранится в одном из музеев Кейптауна (ЮАР).

Почтовый ящик более скромных размеров появился в Австрии в XVII веке, и висел он не на стене, а на ремне, перекинутом через плечо почтальона. И только в 1785 году в Вене был установлен обычный почтовый ящик, украшенный изображением письма и почтового рожка. В других столицах Европы почтовые ящики стали использовать еще позднее.

В России самый первый почтовый ящик появился в Санкт-Петербурге. Его образец можно увидеть в Центральном музее связи имени А.С.Попова. Он сделан из дюймовых досок и обшит снаружи листовым железом. Датой его рождения считают 1 декабря 1848 года. Конструкция его оказалась неудобной: без особого труда ящик можно было открыть. К тому же злоумышленники часто уносили почтовые ящики вместе с письмами.

На смену пришел ящик из чугуна весом более 40 кг. Затем в обиход вошли железные почтовые ящики, которые прикреплялись к стенам домов.

В 1910 году конструктор П.Н.Шабаров разработал ящик с донной дверцей: она открывалась механически, когда к ней прикладывали специальный мешок. Эта система сохранилась до сегодняшнего дня.

История почтового конверта. В1820 году владелец магазина в английском городе Брайтоне господин Бревер решил для привлечения покупателей устроить в витрине магазина оригинальную выставку. Всю ночь он трудился над сооружением грандиозной пирамиды из бесчисленных бумажных листов самых разных размеров.

Основанием пирамиды служили листы бумаги, предназначенные для печатания газет, а вершиной – листок бумаги величиной с визитную карточку.

Бумажная пирамида в витрине магазина привлекла внимание всего города. Днем и ночью у витрины собиралась толпа. Особого внимания удостоился листок, венчавший пирамиду. Если до этого брайтонцы использовали для писем бумагу любого формата, то после выставки стало особым шиком писать письма на бумаге формата визитной карточки.

Вскоре выяснилось, что это неудобно: чтобы отправить письмо по почте, требовалось написать адрес получателя, а так как о конвертах никто не имел тогда ни малейшего представления, то адрес писали на том же листе бумаги, что и само письмо. Для этого письмо складывалось с таким расчетом, чтобы оставалось место для адреса. На маленьком листке этого свободного места не оставалось.

Владелец магазина стал получать от своих покупателей многочисленные жалобы по этому поводу, которые и навели его на мысль изготовить нечто вроде мешочков для вкладывания в них писем.

Бревер, продумав форму и размеры, изготовил небольшую партию таких мешочков и стал вручать их своим покупателям. Мешочки имели громадный успех и получили название «конверт». Успех конвертов был столь велик, что Бревер вынужден был поручить их изготовление 12 специальным предприятиям.

Со дня изобретения первого почтового конверта прошло почти двести лет. За это время менялись его формат, оформление, качество бумаги, но суть остается прежней – нести по почте вести людям.

Сейчас многие перешли на электронные письма, появились мобильные телефоны и смс сообщения, а на почту люди все чаще заходят не за конвертами, а для оплаты коммунальных услуг, телефона и т.д. Тем не менее, хочется надеяться, что история почтового письма все же не закончится. Ведь электронное письмо не сохранишь на годы, да и Деду Морозу не отправишь. 

Хочется надеяться, что люди XXI века не забудут то ощущение радости и счастья, которые появляются, когда держишь в руках конверт с письмом.

От кого ________________

Откуда ________________
 

Индекс места отправления

Кому _________________________

Куда _________________________

Существуют правила заполнения конверта:

1. Писать адрес разборчивым красивым почерком, аккуратно и грамотно.

2. Название стран, городов, посёлков, деревень и других населённых пунктов пишутся в именительном падеже.

3. Фамилия, имя, отчество адресата в Д.п., а адресанта в И.п.

4. В нижней левой части конверта пишется цифровой индекс места назначения.

Помните: ни в коем случае не вскрывайте и не читайте чужие письма.

                   IV. Работа над темой урока
1. Словарная работа

*Эпистолярный (лат.epistole – письмо, послание) – написанный в форме писем.

*Эпистолярный – о литературных произведениях: в форме писем, переписки.

*Этикет – установленный порядок в поведении, формах обращения.

*Адресат – тот, кому адресовано письмо.

*Адресант – тот, кто отправляет письмо.

2. Эпистолярная литература

Зародилась в античные времена в большой семье великих философов и литераторов: Эпикура, Сенеки и Цицерона. А ведь совсем недавно эпистолярный жанр был очень популярен. 

В России выдающимся событием были «Письма русского путешественника» Н.М.Карамзина (XVIII век). 

Общеизвестны письма Л.Н.Толстого и А.П.Чехова. Они вошли в сокровищницу человеческого духа и подвига в познании себя и окружающего мира. Целые романы в стихах и  стихотворные послания в эпистолярном жанре можно найти у А.С.Пушкина и Ф.М.Достоевского.

- Чем же отличается письмо от другой литературы? 

1) письмо всегда предполагает того, кому оно адресовано;  

2) необходимым условием для такого вида общения между людьми является искренность, непринуждённость; 

3) для письма характерны устоявшиеся этикетные формы приветствия и прощания, берущие своё начало из глубины веков. 

3. Структура письма

В начале письма принято обращаться к тому, кому оно адресовано. Имеет место выражение различных чувств (извинение, благодарности, сожаления, радости и т.д.), отражающих интерес к жизни адресата, любезности в его адрес, пожелания.

В основной части письма обычно рассказывают о событиях и фактах, которые будут интересны вашему адресату.

В заключительной части – выражение уважения, любви, преданности, почтения. Формулы прощания (до свидания, с уважением, целую и др.).

В конце письма ставятся дата и подпись; используется P.S. - постскриптум (лат. post scriptum – после написанного).

- А сейчас давайте обратим внимание на правила написания писем, которых должен придерживаться каждый культурный адресант.

4. Учитесь культуре общения!

- Старайтесь писать ясно и просто.

- Учитывайте, кому вы пишете, выберите для своего письма верный тон.

- Будьте искренними, дружелюбными. Не пишите писем в минуты гнева, раздражения.

- Поздравляйте родных и друзей в дни рождения и другие праздники.

- Не стесняйтесь выразить чувства любви, нежности, уважения, доверия

5. Возьмите на заметку! Этикетные формулы для выражения:

- приветствия: добрый день (вечер, утро), здравствуй(те), привет!;

- прощания: до свидания, до (скорой) встре¬чи, прощай(те), всего доброго, пока!, до скорой!;

- просьбы: пожалуйста, будьте добры, будь¬те любезны;

- сожаления: извините, простите, мне жаль, я вам сочувствую, сожалею;

- благодарности: спасибо, благодарю, вы очень добры, вы очень любезны;

- в ответ на слова благодарности употребляются этикет¬ные слова: пожалуйста, не 
  за что, не стоит благодарности.

6. План письма 

  1. Дата.
  2. Приветствие, обращение.
  3. Изложение того, о чем хочешь написать.
  4. Заключение.
  5. Подпись.

Физкультминутка

О письме мы много знаем, и его мы изучаем.
Раз, два, три, четыре, пять – будем письма мы писать.
Руки вверх мы поднимаем, головою покачаем,
И присядем мы пять раз, и подпрыгнем восемь раз.
Глубоко теперь вздохнем и работать вновь начнем.

7. Виды  писем

- Какие виды писем вы знаете?
(Личные, деловые, рекламные, отказные, поздравительные и др.) 

8. Слово учителя

Наш урок проходит в знаменательный год – Год Великой Победы.

И поэтому мне хочется поговорить с вами об особенных письмах, которые навсегда останутся в истории нашей страны, как документальное свидетельство страшной войны.

В 1945 году закончилась Великая Отечественная война, но её эхо всё ещё доносится до нас. Это и память ветеранов, и память тружеников тыла, и память детей войны. Это и могилы неизвестных солдат, и следы окопов и воронок от взрывов снарядов, и сами - снаряды, которые не взорвались и лежат в сырой земле. Их всё ещё находят поисковики.   

Это и письма, которые бережно хранятся почти в каждом доме... 

Письма с фронта и письма на фронт. 

Расставаясь с родственниками, уезжающими на войну, родные просили:

Пишите письма, ради всего святого!
Пишите письма, хотя бы два слова!
Осенью, летом, в снегопад, в зной,
Пишите мамам: “Я – живой!”
Самое главное: “Я – живой!” (В.Ильина)

Во время Великой Отечественной войны ежемесячно только в действующую Красную армию доставлялось 70 миллионов писем. 

- Знаете ли вы, как выглядели фронтовые письма?

- Как вы думаете, почему письмо сложено треугольником? 

Такую форму письма придумали находчивые воины. Письма складывались простым треугольником, что не требовало конвертов, которых всегда не хватало на фронте.

Эти маленькие желтые треугольнички были залогом того, что приславший их: муж, сын, брат жив и здоров, а значит, есть надежда увидеть его живым. Было так страшно, когда переставали приходить с фронта письма, значит, человек пропал без вести или убит.

У каждого треугольничка своя судьба, своя история: счастливая или печальная. 

В одних – добрая весточка с фронта о том, что родной человек жив и здоров. В других – весть о ранении и скором выздоровлении, а в третьих – страшные слова... слова о смелости и героизме посмертно... Все: и матери, и жены, и дети ждали этих треугольных вестей. И всегда, когда получали, плакали. Кто от радости, а кто от горя...

Письма с фронта были все похожи друг на друга. Похожи... И в то же время каждое из них единственное, неповторимое…

Писем белые стаи
Прилетали на Русь.
Их с волнением читали,
Знали их наизусть.
Эти письма поныне
Не теряют, не жгут,
Как большую святыню
Сыновьям берегут

Фронтовые письма… Кажется, и сегодня они по-прежнему пахнут порохом и дымом, бесконечно дороги эти пожелтевшие от времени листочки, к которым прикасаемся с таким волнением и осторожностью. Само время определило их судьбу – быть исторической ценностью. Они подлежат вечному хранению в наших сердцах. В них сама история, величие и трагедия Великой Отечественной войны…

- Надпись подпольщицы Паши Савельевой на стене тюремной камеры в Луцке:

Приближается черная, страшная минута! Все тело изувечено — ни рук, ни ног... Но умираю молча. Страшно умирать в 22 года. Как хотелось жить! Во имя жизни будущих после нас людей, во имя тебя, Родина, уходим мы... Расцветай, будь прекрасна, родимая, и прощай.

Твоя Паша, январь 1944 г.

- Письмо родителям:

Мама и папа!

Свершилось ужасное — позавчера немцы начали наступление на СССР. Началась новая кровопролитная война. Верим, что победа будет на нашей стороне. Верим, что немец будет разгромлен, что СССР победит и выйдет ещё более окрепшим из этой войны.

Сергей Попов, июнь 1941 г. 

Никто из бойцов тогда не знал, доживёт ли он до завтра, встретит ли рассвет, увидит ли синее небо, услышит ли пение птиц, суждено ли ему пройти всю войну и вернуться домой. Но мужество и отвага не покидали его. Мысль о том, что дома их любят и ждут, согревала, придавала решимости идти в бой, защищать Родину.

Каждое такое письмо имело особую ценность, особый смысл. Они воодушевляли бойцов, укрепляли их веру в грядущую Победу. В этих письмах всё: смертный бой и фронтовой быт, любовь и ненависть, боль и радость, горе и счастье. А если одним словом – в этих письмах – целая жизнь!

Видеоролик. Александр Олешко и Варя Стрижак «Письма Войны» (ссылка)

Эти письма, что в ливень и вьюгу,
Перед самой войной и в войну,
Вы, страдая, писали друг другу,-
                          Нынче сложены в папку одну. (К.Ваншенкин)


- Кроме семейных архивов, где еще хранятся такие письма?
(Донецкий республиканский краеведческий музей, военно-исторический музей Великой Отечественной войны)

Призываю вас быть соучастниками возрождения искусства эпистолярного жанра. 

Сегодня вы будете писать сочинение не совсем обычное – в форме письма.

Предлагаю написать письмо родственнику или знакомому, участникам или очевидцам событий Великой Отечественной войны, Неизвестному солдату, в котором расскажете об отношении к событиям тех страшных лет, к подвигам; поведаете о своих достижениях в школе, о своих увлечениях...

                 V. Домашнее задание. Дописать сочинение, оформить письмо

 

VI. Подведение итогов урока. Слово учителя

Память… Она нетленна и вечна. Она смотрит на нас со старых фронтовых фотографий, с тех вещей, которые хранят бывшие фронтовики и их близкие люди.

На этом наш урок окончен. Я желаю вам и вашим семьям, ребята, мира, добра. Берегите своих близких, особенно будьте внимательны к пожилым людям, тем, кто пережил войну. В День Победы, 9 мая, не забывайте поздравить их и возложить цветы к мемориалам Великой Отечественной войны. Будьте благодарны и тем, кто сегодня защищает наш мир. Ведь «… есть такая профессия – Родину защищать…»!

                 VII. Рефлексия. Продолжить предложение: 

Сегодняшняя тема важна, потому что…

Желаю, чтобы истории ваших семей были полны радостных событий…

Категорія: Разработки уроков | Дата: 04.12.2020
Переглядів: 270 | Теги: Этикет, урок, почтовый_ящик, Эпистолярный, почтальон, русскийязык, Адресант, конверт, письмо, история, адресат