Приветствую Вас, Гость

Описание опыта

Ученик не амфора, которую необходимо

наполнить знаниями,

а факел, который необходимо зажечь

Современный учебно-воспитательный процесс требует нового, нестандартного подхода к методике преподавания любого предмета. Современных детей трудно удивить на уроке, увлечь чем-то необычным. Но, по моему мнению, именно с помощью интерактивных технологий можно охватить вниманием всех обучающихся класса, распределить работу между сильными и слабыми, дать возможность самореализоваться, проявить свои творческие способности, которые есть абсолютно у каждого ребенка.

Чтобы обеспечить эффективность обучения, полноценность урока, необходимо сочетать репродуктивную и поисковую деятельность.

Учитель словесности должен строить педагогический процесс по принципу диалогизации. Образование должно поставить в центр процесс нахождения каждым истины, то есть путь познания. А. Потебня сказал: «Знание относительное, в то время как поиск истины бесконечный». Главным для учителя становится привлечение обучающегося к процессу поиска.

Свои уроки строю по принципу диалога, полилога. Это обеспечивает возможность реализации знаменитого положения Я.А. Коменского «учить всех всему».

Еще Руссо сказал, что во всех делах самое трудное - начало. У меня тоже были проблемы. Прежде всего, необходимо было самой пересмотреть отношение к использованию инновационных технологий. Но цель и задачи того стоят. При подготовке к урокам стараюсь пользоваться своеобразной формулой: творчество автора + творчество школьника + творчество учителя = урок как новое произведение искусства.

В своей работе придерживаюсь главного - активного привлечения каждого обучающегося в процесс усвоения материала, развития речи, активизации личностных качеств, формирования межличностных отношений в творческом коллективе, интереса к предмету, воспитания самоорганизации, уважения, такта, личной ответственности за совместную работу.

Как основы христианского вероучения излагаются в виде Десяти заповедей, считаю необходимым соблюдение пяти заповедей качественного обучения:

  • оно должно быть всегда интересным,
  • понятным и легким для восприятия,
  • полезным,
  • практичным,
  • современным.

При изучении произведений мировой литературы стараюсь развивать логическое мышление, словесную и образную память, воспитывать у обучающихся высокие моральные качества, критическое отношение к человеческим порокам, влиять на формирование взвешенной оценки в процессе становления общечеловеческих ценностей.

Основными видами мотивации, на которые ориентируюсь в процессе изучения литературы, - сотворчество и сотрудничество, это уроки поиска истины, гуманизма, своеобразная репетиция взрослой жизни.

Практикую такие формы работы как поэтические минутки, опережающие задания, диспуты, рассказы от лица героя. Эффективным видом контроля являются литературные диктанты.

Убеждена, что нетрадиционные уроки и задачи, решение проблемных ситуаций помогают избежать однообразия, формируют творческие способности, веру в свои силы.

На уроках русского языка стараюсь использовать материал, который способствует развитию жизненных компетентностей учащихся средствами литературы: фольклор (поговорки, пословицы), отрывки из литературных произведений, способствующих развитию и культуре речи. Интересными для детей являются решения лингвистических задач, которые составляют самостоятельно; разыгрывание диалогов как из литературных произведений, так и самостоятельно подготовленных; описания репродукций картин.

Организация активной поисковой деятельности обучающихся на уроке продолжается и во внеурочное время.

Школа, класс - это микромодель будущего. Поэтому необходимо создать условия для активной деятельности школьников, в процессе которой формируются жизненные компетентности, навыки реализации собственных жизненных проектов, умение налаживать взаимодействие, сотрудничество, развивается способность выходить из конфликтов, брать на себя ответственность за принятые решения.

Обучение - это очень важная, но далеко не единственная сфера духовной жизни ребенка. «Природа так обо всем позаботилась, что повсюду мы находим, чему именно нам следует учиться», - так думал Леонардо да Винчи.

Но кроме учебы, самая ответственная и самая сложная функция учителя - воспитание. Д.И.Менделеев справедливо считал, что обучение без воспитания - это меч в руках сумасшедшего.

Основной целью моей работы является формирование здорового микроклимата в коллективе, стимулирование саморазвития учащихся, творческой активности, готовности к принятию решений и ответственности за них, повышение уровня выполнения обязанностей, создание системы самоуправления. Стараюсь быть своим ученикам другом, советчиком, учителем, классным руководителем. Замечать и исправлять ошибки, радоваться успехам, помогать. Воспитывать и воспитываться самой. Учить и учиться.

Ежедневно начинается новый урок - новый поиск сотрудничества ученика и учителя, сотворчество.

Создание словесником собственной системы преподавания - это процесс, который никогда не заканчивается.